На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Домоводство

704 подписчика

Свежие комментарии

  • Писаренко Дмитрий
    Там есть номер телефона? спасибоМаслобойня изгото...
  • Любовь Ивановна
    Доброе утро !!Во вторник, 24 мая, существенных изменений в калужской погоде не произойдет. Утром и днем будет пасмурн...Народный календар...
  • Любовь Ивановна
    Доброе утро !!!Сегодня холодно очень холодно. Ночью закрывали форточку , так было холодно ,что замерзли под теплыми о...Народный календар...

СУЩЕСТВА СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ...

Художник-иллюстратор Аржевитин Владимир Иванович

Домовой.

Домовой - хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.

Воструха.

Воструха - дух, обитающий в жилище, некий родственник домового.

Жировик (Лизун).

Это один из многочисленных славянских домашних духов. Старинное слово "жира" означало дом, хозяйство, нажитое. Кроме того, зовут его так потому, что он любит жировать — то есть получать удовольствие: жить в тепле или в подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая её. Оттого другое прозвище его — лизень, лизун. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству своего весёлого нрава, забавляясь.

Баенник (Банник).

Баня всегда имела огромное значение для славянина. Как и во всяком месте, там обитает свой дух. Это Баенник (Банник) - особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников.

Кикимора.

Пращуры наши почитали кикимору злым божеством ночных кошмаров, а позднее — недобрым духом крестьянской избы. Никем не знаючи, пробирается кикимора в крестьянскую избу, никем не ведаючи, поселяется за печку. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Берёт бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте — в правом от входа углу, подле самой печи. Сидит ли, прядёт ли кикимора — беспрестанно подпрыгивает на одном месте. Только и слышно, как свистит на всю избу веретено, крутятся нитки. Впрочем, хоть кикимора и прядёт, толку от её работы нет. Перепутает нитки, скомкает куделю, а потом уберётся за печку, чтобы и там стучать коклюшками, пугая малых детей. Плохо, если уйдёт она из избы жить в курятник. Всем курам перья повыщиплет!

Дворовой.

Дворовой - это почти то же, что домовой, только живёт сей дух не дома, а во дворе, и отдаёт он всё свое внимание не людям, а домашней скотине.

Овинник (Гуменник).

Жил этот дух в овинах (на гумнах) — строениях, где крестьяне в старину снопы сушили. Овинник умел лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, когда удавалось ему наказать нерадивого хозяина. Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники. В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберёт дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь. Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал. Нельзя было работать в овине и в Михайлов день (8/21 ноября); если кто затопит здесь печь раньше Воздвиженья (14/27 сентября), овин сгорит. Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко! Разве что принести к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще угощение и почёт овинник любил так же, как все его нечистые сородичи. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у "хозяина" позволения. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: "Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой!" Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почёт. И всё-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, — ведь это был хранитель главного крестьянского богатства — хлеба.

 Вазила.

Вазила - дух-покровитель лошадей, подобие дворового. Вазилы бывают злыми и добрыми, ссорятся между собой, мирятся, а случается, враждуют не на жизнь, а на смерть. По представлениям белорусов, они выглядят как люди, но с конскими ушами и копытами. Вазила живёт на конюшне, всячески заботится о лошадях, оберегает их от болезней, а когда они на выпасе, в табуне, - от хищного зверя.

Моховик - дух мшистых болот.

Картина дня

наверх