На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Домоводство

704 подписчика

Свежие комментарии

  • Писаренко Дмитрий
    Там есть номер телефона? спасибоМаслобойня изгото...
  • Любовь Ивановна
    Доброе утро !!Во вторник, 24 мая, существенных изменений в калужской погоде не произойдет. Утром и днем будет пасмурн...Народный календар...
  • Любовь Ивановна
    Доброе утро !!!Сегодня холодно очень холодно. Ночью закрывали форточку , так было холодно ,что замерзли под теплыми о...Народный календар...

Секрет деревенского хлеба

Никогда не думала, что придется однажды овладеть искусством печь хлеб. Не думала до тех пор пока однажды судьба не забросила меня в деревню. Девяностые годы - о них сказано уже столько, что вряд ли я добавлю что-то новое. Но о выпечке хлеба рискну рассказать.

Это была пора так называемых взаимозачетов, иначе говоря - "отоварки", зарплату мы получали исключительно продуктами и предметами. А нет налички - и хлеба в магазине не купишь. Вот и пекли сами. Кто в чём мог. Мне повезло, во-первых, мне было у кого учиться печь хлеб, а во-вторых, мою кухню наполовину занимала огромная русская печь. Раньше я от такой читала только в книжках.

Попыталась найти что-то похожее на моего домашнего монстра, но так и не нашла. Интернет предлагает множество картинок , но моя печь была совсем другой . Вот так выглядит классическая русская печь.

Наша же отличалась тем что перед самым очагом располагалась еще и плита для жарки и варки. Где-то слышала что такой вариант русской печки называют "экономкой".

И если хлеб стряпать не предполагалось, то топилась лишь "основная" печь. А вот в день хлебопечения - разжигалась русская. Как повелось от свекрови, хлеб пекли с утра в воскресенье, после субботней уборки, в чистейшем доме. И не знаю почему, но для меня всегда было что-то в этом процессе праздничное, исконно русское будто сам процесс переносил меня лет на сто назад. Вот сейчас вбиваю в поисковик "русская печь" А мне предлагают "Смотрите еще "Изба", "Жостовская роспись", "Россия"

Растопить русскую печь - это искусство. Во-первых дрова выбирают не абы какие, а ровные березовые полешки, одного размера. Мама запрещала использовать для русской лиственницу и сосну, опасаясь, что останется "смолевый дух" и хлеб будет горчить. Берёзовые дрова для русской всегда лежали наверху, на лежанке, аккуратно сложенные, чтоб в нужный момент они были сухими до звона и легко зажигались. Просто принести с улицы - и сунуть в жерло печи - это было почти святотатством. Во-первых, потому что у влажных дров нет нужной температуры. А во-вторых, к печи стоило относится с уважением. До сих пор помню присказку мамы перед началом выпечки: "Ну с богом, барыня-печь, хлеб-батюшка, домовой хозяин"

Дрова укладываются в русской печи - "колодцем"

Вот он классический - колодец. Однако, дрова надо бы брать помельче.Этакие получурки заниматься будут долго и долго же шаять. И в нижнем ряду - среднее полено - долой. Туда кладется береста для розжига.

Вот он классический - колодец. Однако, дрова надо бы брать помельче.Этакие получурки заниматься будут долго и долго же шаять. И в нижнем ряду - среднее полено - долой. Туда кладется береста для розжига.

Как-то засекла, процесс выпечки хлеба занимает 12 часов. Тесто ставится с вечера. Причем сначала готовится опара. Мама обходилась и без неё, используя квасную гущу, остатки теста с прошлого печева, настой хмеля и даже капустный рассол. Я не владела её мастерством. И честно пыталась повторить хлеб на хмеле - не получалось. А потому просто разводила в стакане теплой воды необходимое количество сухих или сырых, но непременно "живых" дрожжей (ни в коем случае не берите так называемые "быстрые" - испортите хлеб), ложку муки, подсахаривала слегка, и ждала. Когда опара запенивалась, замешивала обычное дрожжевое тесто - вода, мука, соль, опара. Иногда не простое - заменяя воду сывороткой. Есть одно "но" не стоит брать для хлеба муку высшего сорта. Берите первого - все же хлеб, не булочки, ему излишняя белизна, как деревенскому мужику галстук-бабочка под телогрейку.

Замешивали теста всегда на шесть -десять, а то и двенадцать булок. Чтоб на неделю хлеба спокойно хватило. Оттого еще помимо навыков хозяйки, требовалась и физическая сила. Попробуй промешай ведро теста. А вымешано оно должно быть надежно, чтоб никаких непромесов не попалось, и подъем был. Причем сил столько, что на последних сроках беременности, я не рисковала вымешивать хлеб сама. Просила мужа.

И мало вымесить, как говаривала мама "Хлеб руки любит". Хозяйке еще предстоит подняться за ночь трижды, дважды, чтоб тесто подбить. И третий раз уже для выпечки. Удивляло всегда умение свекрови - она просыпалась без каких-либо будильников, аккурат в тот момент, когда живое тесто поднималась до краев "квашника" - специальной, деревянной посудины. Я заводила тесто и в эмалированном бачке, нарушив запрет матери - " живое к живому". Может потому, мой хлеб по вкусу сильно отличался от маминого.

У мамы отношение к хлебу было почтительным - для него была отдельная посуда, отдельный, заботливо вышитый "наквашенник" - полотенце, прикрывающее сверху квашню. И даже полотенца, на которые доставался хлеб из печи - тоже были свои. Если на столе стоял хлеб, а кто-то допускал мат. Мама тут же оговаривала "Хлеб-соль, не слушай" И сколько помню, даже когда хлеб запросто можно было купить в деревенском магазине - мама его пекла.

Но к нашему хлебу...Едва затопили печь, можно и хлеб формовать. То есть раскладывать по формам,наполняя до половины или чуть выше тестом, оглаживать макушечку влажной рукой , чтоб вышла ровная корочка. Для расстойки формы с хлебом выставлялись на лежанку. Там хлебушек вызревал. Формы у нас были со старой пекарни, так называемые "кирпичики" . Их в жерло печи умещалось до двенадцати штук.

Когда дровяной колодец в печи превращался в горящие еще угли, а на своде печи не оставалось сажи и копоти, колодец следовало обрушить, разбить крупные угли и разровнять эту жаркую огнистую россыпь, чтоб равномерно прогреть - под - днище русской печи. Наверное слышали выражение "подовые калачи" - я долгое время, натыкаясь на эту фразу думала, что подовые - это пудовые. Большие такие калачища - ан, нет, это те, которые выпекались непосредственно на поду. Интересно, что даже изготовленные из того же самого теста, что и хлеб, вкус они имеют совершенно другой - он будто бы чуть-чуть сладчит. С ними хорошо чай пить, намазывая на кусок калача слой деревенского масла или деревенских сливок.

Едва под прогрелся - угли сгребаются и удаляются из печи. Забавно, часто можно видеть ляпсус мультипликаторов и иллюстраторов, где хозяйка ставит хлеб в полыхающую огнем печь - красивая картинка. Но не возможная. Хлеб в печь сажают, когда угля уже и в помине нет, а сам под чисто выметен специальным веничком. Еще дают чуть-чуть подостыть, в противном случае можно получить "сверху - горело, внутри- тесто бело". Сколько времени надо выдержать до нужной температуры - не скажу. У каждой печи свой норов, приспосабливаться надо.

Я почему-то особенно долго осваивала хлебную деревянную лопату, тот самый инстрУмент, с помощью которого сажают в печь хлеб. Проще нырнуть в самое пекло, едва ль не головой и поставить формы просто руками. А после подправить их кочергой, она, кстати для русской печи тоже отдельная - на длинной ручке. Но мама всегда пользовалась лопатой - "вынаткой" Она с этой лопаты не только формы ставила, но и умудрялась караваи и калачи на под садить. Вот уж что было для меня настоящим искусством. У меня случалось и формы на бок заваливались. И мама ворчала "руки-крюки, не впрок, а в помеху" . Для неё уронить хлеб считалось плохой приметой, с которой после связывалось всякая убыль. Корова молоко сбавила - "от не зря хлеб-то уронила". Кошелек потеряли - "так к тому хлеб и падал!". Впрочем, и пригоревший хлеб ничего хорошего не сулил. Особенно, если пекся он под Пасху, Троицу или Рождество.

В моей печи хлеб до полной готовности пекся 50 минут - час. Но, едва появился опыт, я уже ориентировалась по запаху. Он начинал витать в доме буквально с первых минут, но к нужному моменту густел, становился особенно ароматным, сытным. И уже после я даже не открывала печь, не поглядывала, как там мой хлебушко, чувствовала, по стремительно прибывающему слюноотделению. Ведь так, как пахнет хлеб - ничто не пахнет. Внутри тебя срабатывает даже не аппетит, а генная, историческая память предков. Не зря же в русском языке есть выражение - "хлебное место", то есть сытное, прибыльное, заметьте - не мясное, не сдобное, не сальное, а хлебное. Ты уже предвкушаешь, как отрежешь еще теплую горбушку и с молоком...М-м-м-м, кто не пробовал - много потерял. Запах же хлеба еще держался в доме дня два. До сих пор для меня запах уюта и семьи - это запах свежего хлеба.

И все же хлебу, до момента "дегустации", лучше постоять под полотенцем. Кстати, и из форм он легче вымется, если чуть-чуть дать форме остыть. А после - корочку смочить водой, чтоб жесткой не была, и под полотенце.

Мама всегда встречала хлеб присловьем "Благодарствую Боже и Мати Пресвятая Богородица на добром хлебе". Не знаю была ли это какая-то молитва, или просто мама так сама сложила слова, но и я унаследовала от неё это благодарение.

Мама всегда встречала хлеб присловьем "Благодарствую Боже и Мати Пресвятая Богородица на добром хлебе". Не знаю была ли это какая-то молитва, или просто мама так сама сложила слова, но и я унаследовала от неё это благодарение.

Вот пожалуй и все о процессе изготовления своего хлеба в русской печи...

И вот о чем я сейчас жалею, что русскую печь мы не сберегли. Обрушился свод, и сколько бы не искали мастеров, умеющих сложить настоящую русскую печь - не нашли. Сейчас у меня самая обычная печка. Она занимает много меньше места. Она не выглядит "барыней-печкой", в неё встроена духовка, и я в ней периодически пеку, да и кухня снабжена кучей агрегатов, включая хваленую хлебопечку, но...увы и ах, мои дети уже не помнят, что такое хлеб, испеченный в русской печи. И потому каждый раз, когда по их просьбе я стряпаю свой хлеб, расстраиваюсь неимоверно. Да, вкусно, да едят с аппетитом, но это не тот хлеб. Это просто хлеб. В нем уже нет привкуса исторической памяти. В процессе хлебопечения уже нет ощущения прикосновения к святыне. Что тортик соорудить, что хлеб состряпать - обыденно и отчасти серо. Но однажды я все равно верну себе русскую печь, пусть не дети, так внуки еще попробуют настоящий деревенский хлеб...

Картина дня

наверх