Любовь Ивановна предлагает Вам запомнить сайт «Домоводство»
Вы хотите запомнить сайт «Домоводство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Найдётся всё. Со временем

Читать
Блог новенькое
Cамое популярное лекарство на Земле: миф и реальность

Cамое популярное лекарство на Земле: миф и реальность

Аспирин можно назвать самым популярным лекарством на Земле — его хоть раз в течение жизни принимал каждый второй, если вообще не каждый человек в большинстве с

Любовь Ивановна 24 сен, 21:13
0 0
КАЛЕНДАРЬ ОБРЕЗКИ ЯГОДНЫХ КУСТАРНИКОВ

КАЛЕНДАРЬ ОБРЕЗКИ ЯГОДНЫХ КУСТАРНИКОВ

источник

Любовь Ивановна 24 сен, 12:19
+1 0
ДВОЙНОЕ ОДЕЯЛО БЕЗ ШИТЬЯ? ЛЕГКО, С ПОМОЩЬЮ ЭТОГО ТРЮКА

ДВОЙНОЕ ОДЕЯЛО БЕЗ ШИТЬЯ? ЛЕГКО, С ПОМОЩЬЮ ЭТОГО ТРЮКА

Далеко не все любят шить, к тому же, для этого требуются дополнительные знания и немало времени. Ничего страшного! Можно научиться делать многие вещи и без исп

Любовь Ивановна 23 сен, 17:31
+2 0
Мужчина и его мама...

Мужчина и его мама...

Он живет с мамой. С прекрасной, умной, любящей мамой, в жизни которой он по каким-то причинам единственный мужчина, даже если ее окружают сотни других. Впрочем, в

Любовь Ивановна 23 сен, 11:37
+4 1
ТЕXНOЛOГИ ВЯЗАНИЯ ДЕТСКИX ШТАНИШЕК

ТЕXНOЛOГИ ВЯЗАНИЯ ДЕТСКИX ШТАНИШЕК

х Теxнология вязaния детскиx штaнишек простaя и по плечу дaже нaчинaющей вязaльщице. Вязaние спицaми, вяжем сверxу, с двойного крaя по линии тaлии. Двойной крa

Любовь Ивановна 23 сен, 09:42
+2 0
Безумные выходки гениального Сальвадора Дали.

Безумные выходки гениального Сальвадора Дали.

Талантливый испанский художник остался в памяти не только как автор весьма необычных картин, но и как человек, готовый на всевозможные безрассудства. Однаж

Любовь Ивановна 23 сен, 09:31
+1 4
Я её не любил...

Я её не любил...

Я её не любил... Просто был обречён на встречу, Убегал от друзей, замирал на родных руках. Я её не любил... Просто нежность обиды лечит, Потому я е

Любовь Ивановна 22 сен, 14:04
+3 0
Правила подкормки комнатных растений

Правила подкормки комнатных растений

Секрет роскошного комнатного цветника прост: растения нужно хорошо подкармливать, иначе не дождаться ни пышной листвы, ни хорошего цветения. Жесткая «диета»,

Любовь Ивановна 22 сен, 13:52
+3 2
Друзья, попробуйте ответить на вопросы!

Друзья, попробуйте ответить на вопросы!

Друзья, попробуйте ответить на вопросы! Пройти тест

Любовь Ивановна 22 сен, 10:31
+2 6
Ботва – универсальный помощник сада и огорода

Ботва – универсальный помощник сада и огорода

Остающаяся после сбора урожая ботва не должна пропадать без толку. Это ценный материал, который принесет большую пользу вашему саду. Томаты выращивают прак

Любовь Ивановна 21 сен, 20:59
0 0
Cамое популярное лекарство н…

Cамое популярное лекарство на Земле: миф и реальность

24 сен, 21:13
0 0
КАЛЕНДАРЬ ОБРЕЗКИ ЯГОДНЫХ КУ…

КАЛЕНДАРЬ ОБРЕЗКИ ЯГОДНЫХ КУСТАРНИКОВ

24 сен, 12:19
+1 0
ДВОЙНОЕ ОДЕЯЛО БЕЗ ШИТЬЯ? ЛЕ…

ДВОЙНОЕ ОДЕЯЛО БЕЗ ШИТЬЯ? ЛЕГКО, С ПОМОЩЬЮ ЭТОГО ТРЮКА

23 сен, 17:31
+2 0

«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»

развернуть

4 принципа воспитания от советского педагога Симона Соловейчика

На детские годы выдающегося педагога и писателя советского времени Симона Соловейчика пришлась война и жизнь в эвакуации. В юности он работал пионервожатым, а потом преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме в небольшом городе. Уже тогда молодой учитель задумался о принципах, на которых построена система образования и воспитания в Советском Союзе.



Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm

Его идеи легли в основу так называемой педагогики сотрудничества. Соловейчик как будто жил в реальности, параллельной традиционной советской педагогике, в которой генеральной линией было «искоренение дурной природы ребёнка» (лени, слабоволия, трусости). И жёсткое внушение норм общества: коллективизма, товарищества, стойкости и пренебрежения к своим чувствам.

Соловейчик был неисправимым идеалистом. И идеалы, которые он отстаивал, — те, к которым сейчас заново приходит современное общество: доброта, гуманизм, внутренняя свобода и моральные ценности, подкреплённые убеждениями изнутри, а не насаженные извне.

«Любовь и совесть, — писал Соловейчик в своей книге „Педагогика для всех“, — кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым вдохом, с первым криком. Не все мы верим в силу любви и совести, сомневаемся даже в их существовании (а есть ли любовь? есть ли совесть?), но всякое их ослабление делает жизнь невыносимой. Для каждого в отдельности и для всех вместе».

Он стал автором нескольких книг, соучредителем «Учительской газеты», из которой в 90-е года выросла газета «Первое сентября», сценаристом программы «Час ученичества». Отец троих детей, Соловейчик щедро делился в своих книгах наблюдениями за собственными сыновьями и дочерью.

При этом его труды и мысли удивительно современны. Фильм «Час ученичества», посвящённый советской педагогике, выглядят как описание принципов работы суперсовременной школы где-нибудь в Скандинавии. И убеждение, что уют поможет детям увидеть красоту науки, и рассуждения о том, как не перегружать лишней зубрёжкой и одновременно стимулировать учеников развиваться, и идеи, что внутренняя свобода учителя влияет на его отношения с учениками и на их отношение к предмету.

Первенство свободы

«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»

Свобода — ключевое понятие в трудах Соловейчика. Внутренняя свобода — это основа развития: и нравственного, и интеллектуального. Научить ей нельзя, можно только воспитать своим примером и правильным отношением с ребёнком. Свобода не равна попустительству или, как выражается Соловейчик, освобождению от дисциплины. Свобода в школе — это не хаос, а право мыслить вне рамок, задавать вопросы, ощущать себя личностью, даже если находишься в положении младшего, ученика. И эту свободу учитель может и должен воспитывать и быть её примером.

«…дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. Свободный учитель принимает ребёнка равным себе человеком. И этим создаёт вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек».

Главным вопросом такого учителя, по словам Соловейчика, должен стать: не угнетаю ли я детей? И если приходится принуждать их к чему-то, оправдывает ли это цель? — «Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определённом порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребёнка, стараясь подчинить его общей дисциплине?».

Принижение ребёнка, снисходительное отношение, одёргивание — это путь к тому, что у него остановится развитие, пропадёт любопытство и интерес к учёбе и вообще к чему-то новому. Зубрёжка и скучный материал «для середнячков» — одна из причин, почему дети не любят учиться, считал Соловейчик. Это не значит, что учиться в школе должны только талантливые дети. Наоборот: Соловейчик разделял советские идеалы обучения, доступного для всех. Но задачи, которые даёт ребёнку школа, должны быть для ребёнка трудными и вдохновляющими: он должен чувствовать, что по-настоящему развивается. И плотная загруженность — ещё не показатель этого.

Взрослые, дети и отношения между ними

«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»

Психоанализ в СССР был под запретом. Тем удивительнее, что Симон Соловейчик фактически воспроизводит в своих работах идеи теории объектных отношений, которые в начале XX века сформулировали западные психоаналитики Мелани Кляйн, Дональд Винникот, Майкл Балинт и другие. Воспитание, писал он, зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними.

К примеру, когда Соловейчик пишет про общение матери и младенца, он описывает процесс контейнирования эмоций и постепенного приучения ребёнка справляться со своими чувствами, с чем ему помогают родители.

«Маленький, грудной ещё ребёнок кричит в своей кроватке, зовёт маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идёт к сыну, но без упрёков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идёт с повинной: — Ты меня зовёшь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!».

Совсем маленький ребёнок, объясняет Соловейчик, нуждается в безоговорочном признании его чувств и желаний, а ещё в стойкой вере в то, что мир в основном справедлив и добр. Такой идеализм служит для детей защитой, без которой им просто будет страшно и невыносимо жить. Но постепенно ребёнок растёт, и ему становится важно узнавать и другие стороны жизни, учиться справляться с неприятностями.

Но нельзя обманывать ребёнка и готовить его к сказочной жизни. Иногда родителю нужно признать несовершенство мира: к примеру, учительница повела себя несправедливо. Да, к сожалению, так бывает, не все в школе будут относиться к тебе доброжелательно. Но при этом надо учить ребёнка надеяться на лучшее. Как это совместить? Так же, как взрослые уживаются с противоречиями жизни. Пожалеть ребёнка, признать трудности, выразить надежду, что он справится с этой ситуацией, а при необходимости — помочь.

Самостоятельность как цель воспитания

«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»

Ещё один момент воспитания, о котором часто говорят современные психотерапевты и о котором в своих трудах писал Соловейчик. Поэтапное отделение ребёнка от родителя и подготовка ко взрослой жизни — главная цель его обучения и воспитания.

«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них».

Для этого, советует педагог, родителям стоит умерить свою тревогу. Неизбежны травмы, двойки, а ещё периодическое неодобрение окружающих — от гостей до тётушек во дворе. Дети не всегда ведут себя идеально, они и не должны. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!».

Конкретные знания и навыки — это не ценность. Ценность — это возможность развиваться

«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»

Гонять во дворе собак, шутит Соловейчик, — это тоже развитие. Ребёнок должен развиваться и психически, и физически. И порой проявления этого развития: шум, беготня, громкие крики — нарушают комфорт взрослых и их представление о приличиях. Но подавление природы непременно «отомстит», нельзя подавлять ребёнка только потому, что он неудобен.

И наоборот — кружки и секции, которые вроде бы предназначены для развития, не всегда на самом деле отвечают этому. Педагог приводит в пример маму, которая отдаёт дочь в секцию фигурного катания. На пользу это ребёнку или во вред? Важно посмотреть, как реагирует на эти занятия сама девочка. Может, она расцветёт и будет активно развиваться. А может быть, окажется подавленной и ко всему потеряет интерес. Любознательность, интерес к миру — показатели внутренней живости ребёнка, и сохранить её важнее, чем сохранить дисциплину или хорошие оценки.

Фото: Shutterstock (Vyntage Visuals)


Ключевые слова: Воспитание
Опубликовала Любовь Ивановна , 09.07.2018 в 20:52

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Любовь Ивановна
Любовь Ивановна 9 июля, в 20:53 Мне ближе все-таки традиционные принципы. Но я не вижу такого уж противопоставления. Лучшие педагоги в любое время понимали пользу и вред. Только сегодня перегибают палку, и учитель и родитель становятся чуть ли не слугами и рабами ребенка. Часты такие случаи, и это намного ужаснее, чем авторитарный учитель. А вообще, для примера очень даже советский педагог когда-то сказал нам, своим ученикам: "Не сделал домашнее задание - скажи. И причины меня мало волнуют: не успел, проленился, не смог, заболел. Это все уважительные причины. Но исправлять придется." Вот тогда меня поразило, что лень может для кого-то быть уважительной причиной. И что это не причина ругаться и наказывать, а лишь повод все исправить. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook

Поиск по блогу

Люди

350 пользователям нравится сайт domobodctbo.mirtesen.ru

Последние комментарии

Ирина Чещина
дааа... гении нынче не те.... )))))))))))))))))))))))))))
Ирина Чещина Друзья, попробуйте ответить на вопросы!
Любовь Ивановна
значит ты гения!!
Любовь Ивановна Друзья, попробуйте ответить на вопросы!
Ирина Чещина
спасибо! Не знала по сахар
Ирина Чещина Правила подкормки комнатных растений
Ирина Чещина
10 ))) я - гений,что ли?! Тест для егэ....
Ирина Чещина Друзья, попробуйте ответить на вопросы!
Любовь Ивановна
Любовь Ивановна
Зайцев Виктор Зайцев Виктор
*
Зайцев Виктор Зайцев Вик… Безумные выходки гениального Сальвадора Дали.
Зайцев Виктор Зайцев Виктор
Любовь Ивановна
Айна Игнатенко (Егорова)
спасибо!
Айна Игнатенко (Егорова) Правила подкормки комнатных растений